Рекомендации психолога
Психологически эффективный отдых для детей
Прежде чем говорить об организации отдыха ребенка в летние каникулы, важно понять от чего ребенку нужно отдохнуть? Что вызывало все предыдущие месяцы эмоциональное и физическое напряжение. Обратимся к тому, что, когда наш ребенок идет в садик – мы говорим «это твоя работа и твоя обязанность».
С психологический точки зрения – восстановление ресурсов необходимый процесс, который требует организации и планирования. Задача родителей – не только научить ребенка «учиться», но и научить отдыхать. Иначе летний отдых ребенка может превратиться в «безграничное» пребывание в интернете или у телевизора.
Как же научить ребенка отдыхать?
- прежде всего важно подключать ребенка заранее к планированию летнего отдыха, можно составить с ним список того, что мы мечтали сделать весь год и не успевали;
- предложить ребенку составить календарь мероприятий и встреч;
- обязательно отводить в режиме дня время для отдыха;
- позволять себе расслабляться и подавать пример своему ребенку;
- пробовать новые виды отдыха и снятия напряжения: творчество, движение, прогулки, фитнес, поход в новые места, перестановка дома, изменение интерьера, новые блюда, семейные настольные игры и традиции.
Адаптация младшего дошкольника в ДОУ
Дети раннего возраста впервые включаются в систему общественного воспитания. До поступления в ДОО ребенок жил в семье, и имел непосредственный контакт с родителями, он был один для родителей, родители жили с ориентацией на его индивидуальность. С поступлением в дошкольное учреждение, ребенок становится одним из многих детей в группе, воспитатель должен уделить внимание и заботу каждому ребенку.С поступлением ребенка в группу основная задача педагога – заслужить доверие ребенка. Ребенок должен быть уверен в том, что педагог готов взять на себя заботу о его благополучии. Первые контакты с ребенком являются актами помощи и заботы. Воспитатель в работе с детьми раннего возраста применяет такие приемы, которые позволяют затормаживать отрицательные эмоции подопечных. Это:
- игры с водой (дети играют с небьющимися сосудами разного объема, ложками, воронками, ситом – переливают воду из одной емкости в другую или вылавливает сачком шарики, рыбок);
- монотонные движения руками (нанизывания колец пирамидки или игры со шнуровками);
- сжимание кистей рук (дайте малышу резиновую игрушку – пищалку, пусть он сжимает и разжимает кисть руки и слушает, как пищит
- игрушка);
- рисование фломастерами, маркерами, красками;
- слушание негромкой, спокойной музыки («Утро» Грига, «Король гномов» Шуберта, «Мелодия» Глюка);
- игры-потешки («Сорока-белобока», «Полетели на голову сели!» и др)
Влияние театрализованной деятельности на развитие творческого мышления у дошкольников
Театрализованная деятельность создаёт все условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.
Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла.
Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли. Это способствует, развитие творческих способностей проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок.
Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия.
Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят.
В спонтанно возникающей игре в музыкантов, артистов, художников, естественно, проявляются детские творческие порывы. Однако практическим работникам дошкольных учреждений предлагается множество методов косвенного руководства самостоятельной музыкально-творческой деятельностью, а также форм работы с детьми в процессе музыкальных занятий различных видов, среди которых наибольший интерес представляет линейная, индуктивно-дедуктивная, контрастная и взаимопроникающая.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя: — просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; — игры-драматизации; — подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; — упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); — отдельные упражнения по этике; — упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.
Развитие памяти детей дошкольного возраста
Развитие памяти у детей дошкольного возраста происходит непроизвольно. Как правило, дети не ставят себе цели что-то запомнить. У школьников память уже достаточно развита для того, чтобы строить логические цепочки, анализировать информацию и делать выводы. Восприятие информации напрямую зависит от возраста ребенка:
0-2 года. На первом году жизни происходит развитие моторной памяти: ребенок активно запоминает жесты, движения и старается их повторить. С 1 года до 2 лет развивается ЦНС, увеличивается объем запоминаемой информации;
2-4 года. В данный период происходит развитие механической памяти. После двух лет ребенок начинает запоминать больше слов, выстраивать логические цепочки;
5-6 лет. В данный период задействована преимущественно непроизвольная память: ребенок уже может отталкиваться от собственных впечатлений и личного опыта. Лучше всего он запоминает информацию, которая его заинтересовала.
Лучше всего память помогают развивать специальные упражнения, которые можно преподнести ребенку в виде увлекательной игры. В зависимости от информации, которую необходимо запомнить, такие упражнения обычно подразделяются на несколько видов:
Для зрительной памяти:
«Какой игрушки не хватает?». Разложите перед ребенком несколько игрушек, затем попросите его отвернуться, уберите одну или две и спросите, что изменилось.
«В чем отличия?». Находить разницу между двумя картинками очень полезно не только для развития памяти, но и для усиления внимательности.
«Опиши товарища». Это игра для группы малышей. Малышей просят посмотреть внимательно на соседа, запомнить, как он выглядит, во что одет, а потом отвернуться и рассказать про его внешность.
Для двигательной и тактильной памяти:
«Восстанови последовательность». На стол выкладываются 5-6 кусочков тканей. Ребенку с завязанными глазами предлагают пощупать их. Затем кусочки тканей перемешивают и предлагают ребенку выложить их на столе в той последовательности, в которой они были изначально.
«Повтори движения». В эту игру можно играть как с одним малышом, так и с группой. Детям нужно показать танцевальные движения, двигаясь от простых к сложным, и попросить их повторить.
«Остановись вовремя!». Перед началом игры нужно договориться с ребенком или с группой, какое движение под запретом (например, хлопок в ладоши). Игра заключается в повторении движений вслед за ведущим. Когда ведущий делает запрещенное движение, все должны остановиться. Тот, кто не среагирует вовремя, выбывает из игры.
Для развития слуховой памяти:
«Повтори мелодию». Для этой игры понадобится фортепиано или игрушечный синтезатор. Можно предложить малышу отвернуться и сыграть ему 3-4 ноты, после чего попросить повторить, найдя их на клавиатуре и воспроизведя в нужной последовательности.
«Найди лишнее». Нужно зачитать малышу несколько несвязанных между собой слов — четко, делая небольшие паузы (например, яблоко, пальто, кровать и т. п.). Потом попросить его повторить те слова, которые он запомнил. Зачитать еще раз те же самые слова, но добавить в список пару новых. Спросить у малыша, какие слова в первый раз не были произнесены.
«Угадай мультфильм». Упражнение заключается в попытке ребенка угадать, песенку из какого мультфильма он сейчас слышит. Также можно попросить малыша пересказать сюжет этого мультфильма.
Для развития эмоциональной памяти:
«Веселый-грустный». Малышу нужно показать карточки с изображениями леденцов, воздушных шаров, пышного торта — всего, что может вызвать положительные эмоции. И изображения, которые вызовут негативные чувства — разбитую чашку, серые тучи, закрывающие солнце, болеющего человека с градусником под мышкой. Показывая каждую карточку по очереди, нужно попросить малыша сказать, что он чувствует при взгляде на картинку. Какие эмоции вызывает у него рисунок? Главная задача — вовлечь ребенка в процесс восприятия, в котором сознательно включается эмоциональный фактор.
«Выбери эмоцию». Для этой игры понадобятся карточки с изображением эмоций — радость, грусть, гнев и т. п. Малыш должен выбрать карточку, а потом попытаться рассказать о том, какую эмоцию он выбрал и почему. Например: «Сегодня я злой, потому что…».
«Угадай по голосу». Еще одна форма игры — угадывание эмоций по голосу. Можно произносить простые фразы, например: «Сегодня утром я снова ел кашу». Постарайтесь передать голосом эмоцию, которую испытываете, и пусть ребенок попробует отгадать, что это за эмоция.
Для развития словесно-логической памяти:
«Назови второе слово». Для игры необходимо подготовить 10 пар слов, связанных по смыслу. Например: мышь-сыр, зима-санки. Прочитать все пары слов ребенку, не торопясь, давая время запомнить. Потом объяснить, что основная задача — вспомнить и назвать второе слово после того, как будет названо первое в паре.
«Свяжи слова, близкие по смыслу». В этой игре задача обратная: нужно подготовить пары слов таким образом, чтобы они не были связаны по смыслу, но при этом среди других пар должно найтись слово, которое можно объединить с первым названным. Пример: изначальный вариант — яблоко-море. Другая пара слов: груша-лодка. Яблоки и груши можно съесть, а на лодке можно плавать по морю.
«Третий — лишний!». Для игры необходимо подготовить несколько цепочек из трех слов. В каждой из цепочек два слова должны быть связаны по смыслу, а третье — нет. Задачей ребенка будет определить, какое слово является лишним в смысловой цепочке.
Для развития образной памяти:
«Опиши предмет». Нужно выбрать какой-то предмет — например, игрушку, или машину, если вы на прогулке — и предложить ребенку вспомнить как можно больше отличительных признаков. Признаки нужно называть по очереди. Проигрывает тот, кто не сможет назвать признак, когда придет его очередь.
«Угадай героя». Здесь цель вспомнить героя мультфильма или книги, которого ребенок точно знает, называя ему отличительные признаки этого персонажа.
«Вспомни детали». Ребенку показывается коллаж из нескольких рисунков. Например, это могут быть герои мультфильмов. Затем коллаж убирается, и ребенка просят назвать все, что он сумел разглядеть и запомнить.
Для развития ассоциативной памяти:
«Придумай ассоциацию». Нужно прочитать ребенку небольшое стихотворение, а затем предложить ему нарисовать картинку к каждой фразе. По этим картинкам ребенок должен будет попытаться повторить стихотворение. Это упражнение — хорошая тренировка не только ассоциативного мышления, но также и логики.
«Запомни слово к знаку-символу». Ребенку показывают несколько символов, изображенных на отдельных карточках. Показывая каждый символ, взрослый называет слово. Далее ребенка нужно попросить вспомнить, какое слово к какому символу относилось, показывая ему карточки в произвольном порядке.
«Я знаю пять…». Смысл игры заключается в том, чтобы повторять названия чего-либо или имена, отбивая мяч. Например, «Я знаю пять имен девочек: Маша — раз, Даша — два…» и т. д.
Для развития логической памяти:
«Поеду на море!». В игре могут участвовать несколько человек, а можно играть вдвоем с ребенком. Первый игрок начинает словами «Я поеду на море и возьму с собой…» — и говорит то, что возьмет (один предмет). Второй продолжает начатую цепочку, упоминая предмет, который уже называли, и добавляя свой. И так до тех пор, пока кто-то не собьется.
«Продолжи смысловой ряд». Взрослый называет слово — например, «школа». Ребенок должен продолжить смысловой ряд (например, «дети», «учитель», «книга» и т. п.).
«Закончи предложение». Взрослый начинает предложение, а ребенок должен закончить его так, чтобы все совпадало по смыслу. Например: «Машина не может ехать дальше, потому что у нее… (сломан двигатель)».
Формирование социальной активности у детей дошкольного возраста в процессе реализации социально-значимых мероприятий к 9 мая
Быть достойным гражданином своей Родины – это патриотизм. Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.
Социальная активность личности рассматривается как «степень проявления его сил, возможностей и способностей как члена коллектива, члена общества». Под социальной активностью понимается готовность к деятельности, которая представляет целенаправленную творческую социальную деятельность. Вместе с тем выделение готовности и отношения личности к выполнению социально значимой деятельности, безусловно, является важным для характеристики социальной активности.
Одна из главных задач педагогов сегодня – привлечь детей к социально значимой деятельности, позволяющей развить социальную инициативу, а также создать условия для самостоятельного включения в жизнь общества, действовать на основании постоянного творческого поиска.
- Дошкольниками могут создаваться совместно с педагогами подготавливаться плакаты, листовки с лозунгами, стенгазеты, ящички для писем, объявления об акции. На стенах коридоров детского сада могут вывешиваться листовки в виде георгиевских лент, символики ко дню 9 мая, фотографиями ветеранов и исторически важных событий и техники.
- В стенах разновозрастных групп могут включаться музыкальные композиции, приуроченные к великому празднику.
- На входе можно соорудить ящичек добрых дел, в который можно было опустить записку, с описанием доброго дела для ветерана, которое может совершить ребенок.
Поскольку ведущим видом детской деятельности является игра, то, используя её разнообразные виды, можно эффективно влиять на формирование всех сторон социальной активности дошкольников.
Например, в одних играх, больше развивается познавательная активность т. е наблюдательность, любознательность, сенсорные способности и др. В других, нравственная т. е. сопереживание, бескорыстная помощь, доброжелательность, честность, дисциплинированность.
Как помочь ребенку преодолеть застенчивость
8 простых способов помочь вашему ребенку справиться со стеснительностью:
1. Обсудите с ребенком ситуации, которые вызывают у него тревогу
Некоторых детей пугают большие группы людей. Других ужасают взрослые. Чем больше вы знаете о конкретных ситуациях, которые вызывают проблемы у вашего ребенка, тем легче вам помочь решить эти проблемы.
2. Примите тревогу и разработайте план по ее облегчению
Например, вы можете предложить ребенку что-то вроде «если тебе захочется уйти, сожми мою руку дважды, и мы выйдем отсюда до тех пор, пока ты не будешь готов вернуться».
3. Предложите ребенку фразы, которые он может использовать, чтобы «занять время» перед тем, как заговорить
Например, «дайте мне минуту на раздумья» или «пожалуйста, спросите меня об этом чуть позже» или «я не уверен».
4. Потренируйтесь вместе
Симулируйте одну из ситуаций, вызывающих у ребенка тревогу, чтобы предоставить ему возможность попрактиковаться говорить на людях. Например, попросите ребенка придумать забавную историю и рассказать ее за обедом с семьей. Преодолев первичный страх говорить, многие стеснительные дети осознают, что им нравится рассказывать интересные истории и быть в центре внимания.
5. Будьте образцом для подражания
Детям свойственно подражать взрослым. Например, если вы будете говорить «спасибо» и «пожалуйста» при каждом удобном случае, ребенок будет делать так же. Это войдет у него в привычку и не будет требовать усилий.
6. Важно глубоко дышать
Объясните вашему ребенку, что состояние тревожности связано с прерывистым дыханием и глубокое дыхание помогает расслабиться. Если вы заметили, что ребенок испытывает тревогу, предложите ему вместе с вами сделать несколько глубоких вдохов и выдохов.
7. Предложите использовать воображение
Если ребенок переживает по поводу предстоящего события/ситуации, предложите ему закрыть глаза и представить себя в центре этих будущих событий, спокойного и без проблем говорящего. Представляя себя уверенным оратором, ребенок и сам может стать уверенным оратором.
8. Дайте ребенку понять, что он не одинок
Он должен знать, что другие дети тоже проходят через это и тут нечего стыдиться. Дайте ему почитать пару книг об этой проблеме (см. список книг на английском ниже, к сожалению, ни одна из них не переведена на русский, но мы уверены, что вы сможете найти необходимые книги и на русском).
Необходимы время и старания, чтобы выработать эти успокаивающие привычки, но дети, которые стараются, преодолевают стеснительность и получают способность говорить уверенно в большинстве ситуаций.